Когда человек умирает, его душа покидает тело. Тело хоронят, а душа, невидимо для других людей, переходит в нематериальный, духовный мир.
На третий и девятый дни после того, как окончилась земная жизнь человека, ангелы возносят душу усопшего на поклонение Богу. На сороковой день после смерти душа умершего является на суд, на котором Господь определяет, где она будет пребывать: в райских обителях или в местах мучений. Отсюда видно, что умерший особенно нуждается в молитвах Церкви и оставшихся на земле родственников и друзей все сорок дней по смерти, но особенно в третий, девятый и конечно, в сороковой день, когда Бог определяет посмертную участь усопшего.
Дело в том, что умерший уже не может помочь себе сам. Если душа человека, увидев после смерти духовный мир, только теперь раскаялась в совершенных на земле грехах, то такое раскаяние не принесет ей никакой пользы – оно останется бесплодным. Помочь умершему могут только люди, которые молятся об усопшем и обращаются к Церкви за поминовением его души.
Помимо выше названных сорока дней после кончины, умерших следует поминать в церкви в годовщины их смерти. Также усиленная церковная и домашняя молитва должна быть и в иные памятные даты: день рождения покойного, день именин, день вступления в брак (для супругов).
Кроме того, Церковью установлены особые дни – Родительские субботы, когда священнослужители совершают усиленные молитвы об упокоении усопших. При этом поминают не только умерших родителей, но и всех родственников и близких, отошедших в иной мир.
Святые отцы призывали не оставлять без милости отшедших в иной мир. Как сказано выше, сами себе они помочь уже не могут, а потому очень нуждаются в молитве близких и Церкви, а также в добрых делах, творимых в их память. Именно этим, а не слезами и рыданиями, не дорогими памятниками и богатыми столами близкие могут облегчить участь своим покойным.
Какие требы можно заказать в церкви за умерших?
Чтобы правильно помянуть усопшего, необходимо прийти в храм и подать в свечную лавку записку об упокоении с именами умерших (можно писать имена и иных усопших людей, а не только того человека, чей памятный день наступил).
В храмах принимают следующие требы об упокоении:
Проскомидия (за усопшего вынимают частицу из просфоры) – является наиболее действенным поминанием умершего. Можно заказать проскомидию на сорок дней (сорокоуст) или на более длительные сроки (месяц, полгода, год и т. д.) Длительные поминовения на проскомидию обычно принимают в монастырях.
Обедня – священно- и церковнослужители читают записки об упокоении умерших в определенные моменты службы перед Святым Престолом.
Ектения – молитвенное поминовение, когда имена умерших читают гласно (во всеуслышание).
Панихида – краткое богослужение с молитвенным поминанием усопших о прощении их грехов и испрашивании им милости от Господа.
Поминание во время чтения Псалтири – такую требу обычно принимают только в монастырях. Молитва является очень действенной и облегчает участь усопшего.